Post

Полет в особо крупном размере

Развитие бизнес-авиации в стране всегда является показателем роста деловой активности и инвестиционной привлекательности. И крайне неприятно видеть новости об уголовном преследовании участников этого престижного и столь показательного рынка.

Так, весной этого года в СМИ появилась информация о том, что топ-менеджменту ООО «Сфера Джет» предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, в особо крупном размере). «Сфера Джет» — это компания, которая профессионально занимается организацией рейсов на самолетах административного класса, оказывает услуги по приобретению, продаже бизнес-джетов, эксплуатации самолетов и управлению ими, а также подбору авиационного персонала.

По данным следствия, с августа по декабрь 2018 года руководство и сотрудники ООО «Сфера Джет», а также ряд неустановленных лиц в составе организованной преступной группы создали условия для осуществления незаконных частных рейсов на четырех самолетах бизнес-авиации марок Gulfstream, Embraer, Bombardier на территории Российской Федерации в нарушение требований таможенного законодательства Российской Федерации.

По причине ограниченности информации в публичном пространстве попробуем проанализировать случившееся на основании имеющихся сведений.

Скорее всего ООО «Сфера Джет» арендовало указанные воздушные суда у зарубежных собственников и ввезло их на территорию России, указав их как временно ввезенные транспортные средства международной перевозки. Аналогичный порядок применяется при осуществлении международных авиаперевозок. Воздушное судно, приписанное к воздушной гавани иностранного государства, попав на территорию России, регистрируется как временно ввезенное. Такие воздушные суда освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Данное обстоятельство позволяет значительно сэкономить на обязательных платежах.

Но временный ввоз воздушного судна на таможенную территорию России, которая входит в Таможенный союз, имеет ряд особенностей, установленных таможенным законодательством. Во-первых, срок пребывания на территории Таможенного союза этого воздушного судна ограничен властями сроком, необходимым для вывоза этого воздушного судна с таможенной территории союза после завершения операций перевозки. Во-вторых, использование временно ввезенных воздушных судов для внутренней перевозки запрещено, как запрещена и передача таких воздушных судов третьим лицам, в том числе в аренду или субаренду. Нарушение указанных запретов обязывает лицо, которое эти воздушные суда ввезло в Россию, заплатить соответствующие ввозные пошлины, налоги и прочие обязательные платежи.

Взяв в аренду четыре бизнес-джета, ввезя их в Российскую Федерацию и задекларировав как временно ввезенные воздушные суда, ООО «Сфера Джет» приняло на себя обязательства соблюдать ограничения по использованию самолетов для внутренних рейсов, но исполнить эти обязательства не смогло. Следствие установило, что самолеты использовались VIP-персонами для внутренних перелетов по территории ЕАЭС, и начислило ООО «Сфера Джет» таможенные платежи в сумме около 650 000 000 рублей, а руководству компании предъявило обвинение в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере.

На наш взгляд, избранная руководством ООО «Сфера Джет» бизнес-модель не выдерживает никакой юридической критики и является нежизнеспособной без административной поддержки.

Отдельно хотим отметить, что в начале июля 2019 года в аэропорту Домодедово были задержаны девять сотрудников Федеральной таможенной службы, и, как предполагают СМИ, эти задержания связаны с уголовным делом ООО «Сфера Джет».

Использование подобной оптимизации грозит собственникам бизнеса колоссальными санкциями. Федеральная таможенная служба уже обратилась в арбитражный суд города Москвы с требованиями к ООО «Сфера Джет» об уплате 280 000 000 рублей пошлин и налогов. Все четыре самолета признаны вещественными доказательствами и арестованы в рамках уголовного дела, а руководству фирмы грозит лишение свободы сроком от семи до двенадцати лет.

Полагаем, что события, связанные с делом ООО «Сфера Джет», не стоит характеризовать как давление государства на бизнес-авиацию в России. Предположим, что это сигнал для участников рынка играть по установленным правилам.

Еще с начала двухтысячных годов предприниматели в нашей стране столкнулись с тем, что рано или поздно использование схем оптимизации налогов и других обязательных платежей становилось причиной как минимум разорения, а как максимум — лишения свободы. Выстраивание структуры бизнеса и экономии на обязательных платежах — это процесс, который должен сопровождаться специалистами соответствующей компетенции с навыками стратегов и вниманием нейрохирурга, даже при условии наличия административного ресурса.

С другой стороны, значительные таможенные платежи, установленные нашим государством для ввозимых на ее территорию самолетов, а также сложная административная процедура «прописки» судна и его возможной сертификации, заставляют владельцев джетов и бизнес, связанный с этой сферой, придумывать схемы и искать различные возможности, которые в будущем могут привести к плачевному результату. Показательно, что из общего числа воздушных судов, эксплуатируемых в нашей стране, российскую «прописку», по разным данным, имеют не более 15% судов. Ведь в современных российских реалиях куда выгоднее зарегистрироваться в офшорных зонах или европейских странах.

Государству необходимо продумать механизм гармонизации российских авиационных правил с международными нормами. При этом требуется внесение изменений в налоговое и таможенное законодательство. Насколько нам известно, в настоящее время идет разработка «дорожной карты» для выхода из сложившейся ситуации, в том числе обсуждается возможность обнуления ввозного НДС на воздушные суда. Но сроки реализации этой программы неизвестны, при этом Минтранс в негласном порядке продолжает требовать регистрацию воздушных судов на территории России. А до тех пор, пока консенсус сторон не будет достигнут, мы будем видеть рост количества уголовных дел, связанных с ввозом, регистрацией и эксплуатацией воздушных судов, в том числе бизнес-авиации, в нашей стране.


Иллюстрация: Эльвира Насибуллина.